История

История компании «СМП-Нефтегаз» берет свое начало в 1991 году, с момента создания кооператива по строительству щебеночных дорог к объектам нефтедобычи. В феврале 1991 года было зарегистрировано ООО «СМП-91».

Предприятие начиналось буквально с нуля, у него не было ни постоянного места дислокации, ни материальной базы, ни достаточного количества техники для работы. Первым местом базирования стала часть территории специализированного управления № 45 в Альметьевске. Все службы размещались в вагончиках, тут же стоял и имеющийся у «СМП» немногочисленный собственный и арендованный транспорт.

Затем по мере расширения транспортного парка и увеличения штата сотрудников предприятие перебралось на большую площадь, где позже построили боксы для техники, склады ГСМ. В то время у предприятия было около 20 самосвалов, 5 экскаваторов, 5 бульдозеров, легковой транспорт. Численность работников достигала 150 человек. По словам старожилов предприятия, в 90-е годы, в эпоху бартерных взаиморасчетов практически вся техника приобреталась путем обмена. Например, на одном из автозаводов покупали автобусы и меняли их на трактора и экскаваторы, самосвалы получали в обмен на нефть и т.д.

Первый заказ – отсыпать заболоченную площадку – ООО «СМП-91» получило от НГДУ «Елховнефть» и справилось с ним с честью. Максимальный объем работ по обустройству месторождений «СМП-91» выполнило для НГДУ «Альметьевнефть». Количество заказов стало расти. Репутация надежного и качественного исполнителя сделало ООО «СМП-91» популярным у руководителей нефтяных организаций.

Вместе с уровнем доверия рос и капитал компании. Вся прибыль вкладывалась в развитие производства. В 1993 году было зарегистрировано ООО «СМП-93». Предприятие продолжало заниматься щебеночными дорогами, а через некоторое время было принято решение перейти на более высокий уровень – строительство капитальных дорог с асфальтовым покрытием. Первым шагом на этом пути стало строительство асфальтобетонного завода в населенном пункте Калейкино Альметьевского района. В 1995 году предприятие выкупило старую базу по разгрузке сельхозхимикатов, куда были подведены железнодорожные пути, налажена сначала одна, а потом и вторая установки по выпуску асфальта. Также была закуплена дорожная техника немецкого производства: асфальтоукладчики, катки. Так в «СМП» появился настоящий дорожный комплекс, который в полный голос заявил о себе не только в Альметьевском районе, но и по всему Татарстану, и даже за его пределами. Дорожники «СМП» строили и ремонтировали участки федеральных трасс во Владимирской, Кировской областях, в Республиках Башкортостан, Казахстан, Коми.

Дорожно-строительный комплекс приносил неплохую прибыль, которой нужно было грамотно распорядиться. Руководство «СМП» приняло решение вложить их в нефтеразработку. Как раз в то время была выдвинута идея создания малых нефтяных компаний, которые бы занимались разработкой малодебитных месторождений с трудноизвлекаемыми запасами. Так в 1996 году «СМП» было передано Сарапалинское месторождение в Заинском районе Татарстана. В 1997 году в составе «СМП» появилось управление по добыче нефти и газа. Позже предприятие получило еще и Нижне-Уратьминское месторождение в том же районе. На месторождениях с трудноизвлекаемыми запасами пришлось провести большую работу по повышению нефтеотдачи пластов, что в результате привело к увеличению объемов добычи нефти в 4-5 раз на Нижней Уратьме и в 10 раз на Сарапале. За все время нефтедобывающей деятельности было пробурено 112 скважин, проложено 176 километров трубопроводов, проведен капитальный ремонт шести ГЗУ и 19 километров выкидных трубопроводов, отсыпано 68 километров подъездных дорог. Позже предприятие было преобразовано в «СМП-2000», а в 1997 году в ОАО «СМП-Нефтегаз.

В 2008 году в состав группы компаний «СМП-Нефтегаз» вошла малая нефтяная компания «Трансойл», которая разрабатывала Байданкинское месторождение в Нижнекамском районе и Урганчинское в Новошешминском. В 2010 году ей было передано Нижне-Уратьминское месторождение. Управление добычи нефти и газа по-прежнему занимается разработкой Сарапалинского месторождения. УДНГ и ООО «Трансойл» обеспечивают единый производственный цикл нефтедобычи от бурения скважин до передачи углеводородного сырья в систему нефтепроводов АК «Транснефть».

Еще одним этапом развития компании стало приобретение в 2002 году Альметьевской чулочно-носочной фабрики – единственного на юго-востоке Республики Татарстан предприятия легкой промышленности. Фабрика была введена в эксплуатацию в 1985 году, но в связи с переходом на рыночные рельсы и распадом налаженных экономических связей оказалась в критической ситуации. С приходом нового собственника предприятие получило новый вектор развития. Было закуплено импортное оборудование, отремонтированы помещения, расширен ассортимент. С 2003 года продукция АЧНФ «Алсу» стала выпускаться под торговой маркой «Носкофф». Сегодня чулочно-носочные изделия альметьевской фабрики пользуются спросом не только в Татарстане, но и по всей России.

В 2003 году в состав группы компаний «СМП-Нефтегаз» вошел откормочный животноводческий комплекс им. Н.Е. Токарликова (Альметьевский район). За эти годы компания «СМП-Нефтегаз» инвестировала в хозяйство порядка 300 миллионов рублей. Средства были направлены на покупку скота, семян, техники. Поддержка продолжается и сегодня: деньгами, людьми, техникой.

За годы своего существования открытого акционерного общества «СМП-Нефтегаз» при нем было создано несколько десятков дочерних предприятий разных направлений деятельности. Они занимались строительством дорог, трубопроводов, общестроительными, кровельными, отделочными, электромонтажными работами, торговлей. Некоторые из них потом вошли в основные структуры, некоторые отделились и стали существовать самостоятельно, некоторые были ликвидированы собственником после того как выполнили свою задачу. На смену им создавались новые, отвечающие запросам времени.

Так, например, с началом реализации проекта по строительству платной высокоскоростной автомагистрали «Европа – Западный Китай» были созданы дочерние компании ОАО «Автострада» (Татарстан), ОАО «Автострада-Северо-Запад» (Ленинградская область), ОАО «Автострада-Центр» (Республика Марий Эл), ОАО «Дирекция строительства автострады» (Республика Башкортостан). Они ведут разработку, проектирование и строительство российского участка международного транспортного коридора протяженностью 1400 километров.

История компании «СМП-Нефтегаз», начавшаяся в 90-е годы прошлого столетия, пишется и сегодня. Компания динамично развивается, наращивает потенциал, берет на вооружение самые современные методы ведения бизнеса, участвует в амбициозных проектах. Руководство ОАО «СМП-Нефтегаз» грамотно разрабатывает стратегию дальнейшего развития всех направлений деятельности, а ответственный, высококвалифицированный персонал способен решать самые сложные производственные задачи.